После шантажа Путина Лукашенко получил нефтегазовую «конфету»
Россия и Белоруссия наконец достигли договоренности
Предновогодняя встреча в Питере Владимира Путина и Александра Лукашенко длилась в три раза дольше запланированного. После нее в кулуарах президент Белоруссии заявил, что две страны наконец достигли соглашения по нефтегазовым вопросам. При этом батька продолжил заниматься любимым делом — шантажом на тему «если не дадите преференций — Москва многого лишится».
фото: kremlin.ru
В целом день у российского президента получился весьма насыщенным, вместив в себя встречу с Виктором Медведчуком и лидерами СНГ. Последним ВВП целый час рассказывал, кто именно виноват в начале Второй мировой войны.
С утра Владимира Путина ждал «рояль в кустах», в роли которого оказались украинский политик Виктор Медведчук и Антон Силуанов. Что мог обсуждать российский министр финансов с лидером миноритарной партии Рады, и почему к их диалогу вдруг решил присоединиться президент, с точки зрения формальной логики объяснить затруднительно. Однако заявления были сделаны достаточно громкие, хотя и лежащие вне компетенций их авторов.
Так, Медведчук заявил о важности заключения газового соглашения между Россией и Украиной (напомним, что переговоры на эту тему ведутся между «Нафтогазом» и «Газпромом» при участии министра энергетики РФ Александра Новака). Бюджет Незалежной, по словам Медведчука, недополучает значительную сумму — до $ 3 млрд — из-за снижения объемов транзита.
«Мы будем стремиться к заключению соглашениий, но они должны быть взаимоприемлемыми, без создания обеим сторонам рисков», — в очередной раз подчеркнул Путин.
Также Медведчук высказался за подключение к «нормандскому формату» парламентов всех четырех стран — Германии, Франции, Украины и России. «От парламентов очень много зависит. Надо использовать и этот ресурс для заключения мира», — мотивировал он. Самих депутатов, естественно, ни о чём заранее не оповестили. Но после того, как Путин сказал, что «идея очень хорошая», Госдума и Совфед сразу взяли под козырек, устами Константина Косачева пообещав «связаться с французскими и немецкими коллегами».
Что касается контактов с Радой, то здесь, по мнению сенатора, могут возникнуть проблемы: ведь договариваться придется отнюдь не с партией Медведчука, а с партией Владимира Зеленского «Слуга народа». «Поэтому будет лучше, если с этой инициативой к украинцам обратятся немцы или французы», — перевел стрелки Косачев.
После Медведчука у Владимира Путина была запланирована заранее анонсированная встреча с президентом Беларуси Александром Лукашенко. В графике на нее заложили всего полчаса, так как изначально было понятно, что никаких подвижек не будет, а впереди большая программа: в пятницу в Питере на традиционную предновогоднюю встречу собрались лидеры ЕАЭС и СНГ. «Они, конечно, не по улицам гуляют, но долго держать их в ожидании тоже не прилично», — поясняли журналистам организаторы. Но в отведенный срок Путин и Лукашенко, тем не менее не уложились — переговоры продолжились в три раза дольше запланированного.
Батька решил сменить тактику и больше не требовать равных условий по нефти и газу. По крайней мере, публично. Вместо этого Лукашенко прозрачно намекал, чего Москва может лишиться в случае открытого конфликта с Минском. Это единая таможня, единая граница, единая противовоздушная оборона, единая группировка вооруженных сил, созданная Россией и Белоруссией на западном направлении. «Никаких проблем у России нет для пролетов над Беларусью. Мы их обеспечиваем исключительно порядочно», — вкрадчиво заявил батька (Напомним, что над Украиной российские самолеты с 2014 года не летают. И единственный коридор в Европу сейчас проходит как раз над Беларусью).
Лукашенко также объявил, что «ни в экономике, ни в политике, ни в социальной сфере наши страны далеко друг от друга не ушли». И Беларусь тоже является мощной нефтяной державой. «Наша компания «Белоруснефть» не только оказывает сервисные услуги и реанимирует старые месторождения, но и добывает нефть в РФ», — проинформировал батька. А благодаря сотрудничеству российских предприятий с белорусскими, по его оценкам, существуют (в финансовом смысле) 40 млн россиян — то есть фактически каждый четвертый житель РФ.
В общем, Остапа, как говорится, понесло… Впрочем, в случае с белорусским лидером это не такое уж редкое явление. Владимир Путин со своей стороны заявил, что, хотя договор о союзном государстве не выполняется должным образом, «результаты работы в его рамках все-таки значительные». Кроме того, опыт двух государств, по его мнению, является ориентиром для других интеграционных объединений, в частности, ЕАЭС. И это тоже был своего рода намек, причем не только для одного Лукашенко.
Как бы там ни было, Москва оказывала и продолжает оказывать союзному Минску значительную финансовую и политическую поддержку. На этом примере другие лидеры могут сравнить, как складывается карьера у прозападных политиков на Украине и в Молдове и у пророссийского Лукашенко, и сделать вывод, чья поддержка реально помогает сохранить власть.
Впрочем, когда после окончания переговоров к журналистам вышел глава Минэка Максим Орешкин, стало, очевидно, что в российско-белорусских отношениях воз по-прежнему «и ныне там».
За 10 дней до Нового года газовый контракт по-прежнему не подписан. Договоренности по компенсациям за «грязную» нефть и налоговый маневр не достигнуты. «Эти три группы вопросов блокируют пакетные соглашения. Продолжаем работать», — сообщил Орешкин, уклонившись от уточняющих вопросов.
К счастью, сам Александр Лукашенко в кулуарах все-таки проговорился, что переговоры близки к завершению: в течение двух-трех дней будут заключены соглашения и по нефти, и по газу. Цена на голубое топливо, по его словам, в целом останется на уровне текущего года — $127 за тыс куб. Исходя из этих цифр, уже сверстан белорусский бюджет 2020 года.